Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Взгляд из России на торговые войны Китай-США - редкоземельная карта

Опять редкоземельный рынок привлек к себе внимание в связи с угрозой торговой войны между США и Китаем. Что будет если Китай введет торговые ограничения на экспорт редкоземельных материалов в США ?


- К сожалению Китай не сможет выделить поставки в США из общего объема экспортируемых редкоземельных материалов. Это невозможно проконтролировать, будет ли продукция вывезенная в Южную Корею, Японию, Россию или Европу в дальнейшем экспортирована  в США или нет. Поэтому ограничения скорее всего будут для всех не китайских компаний. А поэтому затронут и россиян и европейцев, которые вроде бы не участвуют в торговой войне между США и Китаем.

- Скорее всего китайцы введут пошлины или сократят квоты на экспорт всех редкоземельных материалов, что неизбежно вызовет повышение цен и перебои с поставками.

В чем причина подобного развития событий в мире, ведь уже случался кризис на редкоземельном рынке в 2010-2011 годах.


Причина в критической зависимости мирового рынка от китайских поставок. В Китае производят до 90 % редкоземельных материалов. Сами по себе редкоземельные элементы не применяются. Они являются своеобразными витаминами – улучшающими те или инные характеристики продукции, так например , сделать наушники маленькими позволяют неодим- железоборовые магниты, новое поколение автомобилей использует все больше и больше изделий с редкоземельными материалами. В современном автомобиле содержится около 25 кг редкоземельных элементов.





В СССР, например , Политбюро, запретило использовать магниты из РЗМ в гражданских автомобилях и в Ладах автомобилисты крутили ручку чтобы опустить или поднять стекло в окнах на двери , а в зарубежных моделях это можно было сделать нажав на кнопку.

Прежде чем попасть в легковую машину редкоземельные материалы должны пройти многочисленные ступени в цепочке производства. Причем конечное потребление магнитных материалов контролируют хозяева этих монополий. Они ограничивают снабжение магнитами применением интеллектуальной собственности на использование магнитных материалов. Без лицензии Хитачи Вы не можете продать магниты с редкоземельными элементами на рынках Японии и США. Есть всего восемь компаний, которые имеют право на основе лицензии выданной Хитачи продавать магниты в США. Все остальные будут нарушать интеллектуальную собственность, так, например, Южная Корея известная своими автомобилями не может покупать магниты у китайских компаний, а вынужденно покупает их у японских , естественно приплачивая за интеллектуальную собственность.

Японские компании заставляют крупных потребителей подписать меморандум о добросовестном приобретателе, по которому крупные западные корпорации отказываются использовать в своих производствах нелицензионные материалы. Кроме этих ограничений – внедрив технологии получения высокочистых материалов и продвинутых материалов (таких как нано частицы , лазерные материалы и т.д) японские и европейские компании хотели бы ограничивать экспорт этих материалов в третьи страны под предлогом нарушения  интеллектуальной собственности на технологию и материалы. Китай же продает пока эти материалы без дискриминации по стране покупателю.

Имея монопсонию на приобретение магнитных материалов японские компании искусственно поддерживают высокие цены на магниты и низкие закупочные цены на редкоземельные материалы, использующиеся  для их производства.

Так, например, в США введен закон 2533 запрещающий американским компаниям приобретать магнитные сплавы содержащие редкоземельные элементы у китайских и российских компаний.

Однако, и Китайцы не лыком шиты, и тоже вводят различные административные ограничения на продажу редкоземельных материалов за рубеж. В прошлый раз они сократили объем экспортных квот в два раза и стоимость разрешения экспортировать из Китая редкоземельный материал поднялась на 100 дол за кг. Это вызвало дисбаланс на рынке поставок, поскольку многие компании работают по японской системе точно в срок и у них нет запасов. Для того, чтобы не сорвать поставки в цепочке производителей менеджеры были вынуждены какое то время (до заключения новых контрактов в сентябре) покупать редкоземельные материалы по любой цене.

Это временное повышение цен в 10 раз дало неправильные сигналы рынку, многие не искушенные инвесторы, подумали что раз цены выросли в 10 раз значит не хватает редких элементов и необходимо их добывать и производить.

Отсутствие понимания рынка редкоземельных материалов приводит к ошибочным решениям и многомилионным потерям.

На самом деле , редкоземельные элементы широко распространены в природе и добывать их в принципе не составляет проблемы. Особенностью технологий , применяемых при их производстве является, то что одновременно при концентрации этих элементов, вместе с ними концентрируются  и радиоактивные элементы такие как уран и торий. Это вызывает побочные проблемы с их отделением и захоронением радиоактивных отходов. Кроме того, их необходимо разделять все вместе, а востребованы только некоторые элементы, поэтому многие элементы приходится продавать ниже себестоимости , дотируя тем самым потребителей.

Китай создал мощности на производство 250 000 т в год , и искусственно ограничивает производство объемом в 120 000 т в год, контролируя добычу и производство редкоземельных элементов выдачей квот и лицензий.



Япония мировой лидер в автомобильной промышленности – первая осознала критическую зависимость своей высокотехнологической промышленности от Китайского производства и снабжения . Потребность Японии в редкоземельных материалах составила примерно 18 000 т в 2018 году

В Японии есть мощности на 5 000 т , а остальной объем она закупает за рубежом.

Во время задержания капитана китайского корабля, японскими властями в 2010 г , Китайцы в качестве средств давления на Японию стали очень долго оформлять лицензии на экспорт редкоземельных материалов, устраивая дополнительные инспекции грузов при экспортных поставках, что привело к многочисленным нарушениям сроков поставок для японских фирм и японцам пришлось отпустить китайского моряка.

Осознав свою зависимость от китайских редкоземельных поставок, японцы стали стимулировать различные редкоземельные проекты в других странах. Для этого они создали специальный Фонд в который выделили 1 милиард долларов для поддержки проектов.

Благодаря этому фонду и искуственному спросу на некитайские редкоземельные поставки японцам удалось создать предприятия во Вьетнаме, Индии и Малайзии для производства легкой группы, а также открыть рудник в Мьянме для производства редкоземельных материалов тяжелой группы.

Контролируя приобретение материалов-продукции  японцы позволяют этим предприятиям выживать приобретая их продукцию в том объеме в котором необходимо для их работы в ноль, чтобы они окупали издержки, а остальные количества они  приобретают  в Китае. Тем самым они имеют возможность опускать цены на Китайские поставки , аргументируя тем, что на рынке имеются материалы из Малайзии, Вьетнама, и Индии.

Все другие производители из Канады, США, России заведомо обречены на провал, так как для нормального функционирования поставок нужно быть вписанными в цепочку поставок которую контролируют японцы. Создание дополнительных предприятий по всему миру приводит лишь к дополнительному предложению редкоземельных материалов на рынке, что приводит к конкуренции с уже действующими китайскими предприятиями. Тем кто, инвестировал средства (а это примерно 1 миллиард долларов на новый завод по разделению как Линас ) необходимо, окупить инвестиции, а при конкуренции с китайскими материалами произведенными на действующих предприятиях это невозможно.

Поэтому планы построения предприятия способного экспортировать редкоземельную продукцию за рубеж без твердых гарантий приобретения продукции – в условиях глобального рынка не принесут дохода инвесторам, так как вызовут только расширение предложения материала на рынке.

Они могут быть востребованы только в случае прекращения Китаем поставок, и разделения мира на несколько технологических зон, которые не будут осуществлять торговую кооперацию между собой. Это значит, что проекты добычи и производства вне Китая должны также иметь цепочку производства магнитных материалов вне Китая и быть вписанными в эту цепочку.




К тому же при разделении легкой группы все затраты списываются на неодим-празеодим , и оставшиеся в избытке лантан и церий – продаются с большим дисконтом – ниже себестоимости. Тем самым фактически дотируются производителями. Однако если сбыта неодима-празеодима по каким то причинам у предприятия нет (не вписаны в существующие цепочки поставок) , то продавать лантан и церий ниже себестоимости будет приносить только убытки.



Например, если американские или немецкие автомобилестроители, хотят не зависимую от Китайских производителей цепочку, нельзя рассчитывать на то, что произведя концентрат где нибудь в Австралии или Африке, они завезут его в Китай и там произведут сепарацию и получение металла, и переработают в магниты. Все элементы цепочки производства должны находится вне Китая, так как в случае разделения на технологические зоны цепочки снабжения будут нарушены.

Европейские компании слишком малы для того, чтобы создать цепочку производства в Европе.

А компании США слишком разобщены , вместо того, чтобы все силы направить на поддержание Моликорп, они развивают десятки независимых проектов каждый из которых не сможет существовать в отсутствии встроенности  в технологическую цепочку имеющую конечный спрос, когда компания производитель автомобилей поддерживает за счет своих прибылей всю цепочку производства вне Китая, для безопасности снабжения поставок.

Менеджеры этих компаний не так дальновидны, как японские и не учитывают тот факт, что при разделении мира на технологические зоны они не смогут купить редкоземельные материалы так как мощности предприятий за пределами Китая ограничены, и в первую очередь будут снабжать материалами японские компании.

Так в случае разделения мира на технологические зоны, японские и китайские производители машин, имеющие доступ к редкоземельным материалам получат преимущество. А компании из других стран будут вынуждены остановить производство из-за нарушенных цепочек поставок или повышения цен на продукцию редкоземельной промышленности. Возрастет вероятность контрабандных поставок редкоземельных материалов из Китайской технологической зоны.


Какие риски возможны на рынке в ближайшее время ?

Торговая война, инициированная американцами, уже привела к ряду негативных моментов.

Часть американских компаний,  приобретала  редкоземельные  концентраты за пределами Китая и привозила их для переработки в Китае, теперь такие операции облагаются 20% пошлиной. Китай также запретил ввоз концентратов из Мьянмы, что безусловно скажется на поставках тяжелой группы редкоземельных элементов.

Малазийское правительство  настаивает на продлении лицензии Линаса в Малайзии , только при условии вывоза радиоактивных отходов за пределы Малайзии. Риск остановки Линас в сентябре 2019 довольно большой,

Сочетание уменьшения квот и остановки Линас может вызвать значительные колебания цен на редкоземельном рынке .

Маркером ситуации будет объем квот на второе полугодие 2019 г.

Ожидается что они составят столько же сколько было выделено на первую половину года.

Их уменьшение – и особенно уменьшение квот на тяжелую группу будет означать что Китай готовится разыграть редкоземельную карту в споре с США.

Ограничение ввоза ионистых глин из Мьянмы, введение пошлин на ввоз концентратов из США и Европы для переработки в Китае – это возможно только первые сигналы.

Разделение и получение высокочистых материалов тяжелой группы – самое уязвимое место для потребителей США и Европы. В Японии существует небольшое производство , но цены безусловно вырастут, если ограничения коснутся квот тяжелой группы на экспорт из Китая.


Что же Россия на редкоземельном рынке ?

К сожалению Россия играет очень незначительную роль на редкоземельном рынке. В отсутствие крупных производителей автомобилей , и других гражданских потребительских товаров, нет возможности выстроить независимую производственную цепочку поставок. В силу ряда внешеполитических причин встроится в цепочку США, Европы, или Японии российскому производителю невозможно. Государству разумно поддерживать дотациями  на нулевой рентабельности небольшие производства , обеспечивающие небольшие объемы продукции для госнужд , чтобы имелась возможность простого масштабирования производства в случае необходимости при разделении мира на технологические зоны. До этого разделения , смысла производить заведомо неконкурентно способную продукцию в больших объемах нет. Сбывать ее ниже себестоимости и дотировать предприятия потребители из за рубежа бессмысленно.