Тендеры

Нашу компанию часто приглашают участвовать в тендерах проводимых на электронных площадках. Мы пробовали участвовать и вот наши аргументы по которым мы не готовы в этом участвовать.

Никто не запрещает работать на договорной основе , когда две компании составляют договор о поставке продукции. То, что компании с государственным участием более 51% обязали выставлять свои потребности на тендеры - проблема этих компаний, а не остальных участников рынка.

Пусть учреждают свои дочерние компании, которые и выполняют все многочисленные требования изложенные в тендерных условиях.

Если бы существовала одна электронная площадка на которой бы выставлялись эти тендеры это было бы еще обсуждаемо, но таких площадок много и на каждой вы должны регистрироваться , платить ежегодно за электронный ключ, плюс расходы либо процент от заключаемой сделки , либо ежегодная сумма без процентов при выигрыше тендера.

Результат регистрируясь на каждой площадке вы должны платить по 30-40 тысяч рублей дополнительных расходов ежегодно за одну электронную площадку, даже не выиграв ни одного тендера.

Публикуя в интернете коммерческие предложения - нарушается коммерческая тайна предприятия поставщика, а требование сообщить компанию производителя - вообще за гранью коммерческих отношений.

Соревноваться с теми , кто не до конца понял условия тендера или не понял до конца требования к материалу, бесполезно. Вы всегда проиграете, так как качественный материал по цене всегда выше не качественного.

Как выиграть тендер - в интернете масса компаний которые захотят Вам объяснить на платных семинарах, оказать консультационные услуги о том как его выиграть. Очень часто организаторы торгов проводят нечестные тендеры.

Единственный путь подавать заявку как можно позже и ближе к моменту окончания отведенного времени, так как информация из вашей заявки несмотря на уверения организаторов утекает к вашим конкурентам , которые делают такое же предложение но на процент два ниже вашего.

Причем делают они это предложение сразу после вашего - подобные крапленые конкурсы можно легко определить по результатам опубликованным итоговой комиссией. Просто сравните время подачи заявки победителем, как правило оно идет сразу за заявкой занявшего второе место. 

Кроме, этих хитростей организаторов - Вам предлагают как правило предоставить банковскую гарантию или залог 5% от суммы тендера, которые Вы должны разместить на счету организаторов на 14 дней. Даже если организаторы пунктуально соблюдают сроки возврата средств - они на вас неплохо зарабатывают за счет того, что у них всегда есть деньги на счету за который они наверняка получают с банка определенный процент.

Как правило организаторы выставляют условия поставки товара с условием оплаты через 30 дней после проверки качества товара на складе Покупателя. Спрашивается зачем в этом случае Вам еще 5% залог, если для Покупателя нет никакого риска , что он заплатит за непоставленный и не качественный товар ? Только для того, чтобы организаторы торгов получили свой гешефт от банков. К тому же госпредприятия теперь в условиях кризиса - наиболее ненадежные партнеры. Если Вы никак не связаны с госпредприятием которому выполняли поставку, то получить свои деньги в срок довольно сомнительно.

Существует масса законных затяжек, как затяжка лабораторных исследований образцов, нахождение разночтений в ТУ выпущенных во времена СССР, и китайским товаром привезенным вашей компанией, до банального объяснения нет денег или , что все деньги ушли на выплату зароботной платы. С нынешними колебаниями курса доллара валютные риски поставок могут составить более 10% от стоимости тендера.

Вообще введение тендеров перевернуло нормальную систему снабжения с ног на голову. Вместо того, чтобы отдел снабжения (закупок) предприятия Заказчика искал поставщиков товара, или закупал у предприятий производителей, появился чиновник , который решает чье предложение является лучшим, и уже ваше предприятие могут исключить из тендера на основании того, что вы не соответствуете критериям соотношения собственного капитала к заемному изложенному в каком нибудь из 20 пунктов тендерной комиссии.

Они совсем забыли, что продукция нужна им для производства ! А поставщикам, нужно просто получить свои комиссионные, а сама по себе продукция им не нужна.

Еще одно нововведение - право быть поставщиком . То есть в тендере не разыгрывается сумма предоплаты, а право быть поставщиком ! Вы должны согласно этому праву зафиксировать цену для Покупателя, и в течение года держать у себя на складе продукцию для того, чтобы Покупатель мог в любое время купить небольшую партию товара, например 50 кг , по оптовой цене установленной для 1000 кг, и ответственности Покупателя за то, что он не выберет весь объем нет. А кто оплачивает кредит для закупки тонны и услуги хранения товара при этом, кто берет на себя валютные риски ?

Надо сказать, что тендеры в нынешнем ввиде способствуют тому чтобы привозилась максимально дешевая не качественная продукция. А из материала плохого качества , хорошую продукцию не получишь.

Я еще понимаю, если они выстраивали бы долговременные отношения, а у них через год новый тендер и у Вас все шансы его не выиграть, так зачем вам это нужно ?

Если вы можете сумму затрачиваемую на приобретение партии материала разместить в госбанке под 7-9 процентов, то Вы явно должны зарабатывать больше принимая на себя риски поставок из Китая, - проблемы с возможным качеством китайского материала, задержки сроков поставок, валютные колебания курса относительно зафиксированной цены в контракте, график поставок небольших партий материала, и издержки его хранения на складе и затрат на отгрузку.

Что касается редкоземельных материалов - то крупных заказчиков почти нет (за исключением компаний ТВЭЛ), а диктовать условия поставщикам с небольшим объемом заказа и с желанием купить товар по цене ниже рыночной выглядит крайне не реалистично.

Смешно видеть как какая нибудь компания выставляет на тендер лот 50-100 кг по году и хочет, чтобы компании соревновались на тендере для того, чтобы привезти данный товар из-за границы, взять на себя ответственность за качество товара, оформление товара через нашу таможню (с предоставлением порядка 40 необходимых документов), валютные риски, и риски задержки оплаты Заказчиком , попутно оплачивая  рэкет организаторов электоронных  торгов. 

Два-три срыва поставок и использование некачественных материалов - должны вызвать у Потребителей более правильное отношение к выстраиванию отношений с Поставщиками.

Например если Вы хотите качественный костюм Вы идете к портному и он по вашим меркам шьет костюм, или Вы можете пойти в ближайший супермаркет и купить себе что то из готовых костюмов. Это исключительно выбор Заказчика. Жаль что порой закрываются перспективные направления в выпуске продукции из-за того что какая то компания привозит дешевый материал - однако с совершенно негодными свойствами . В каждом деле есть свои ньюансы и под каждое предприятие надо подбирать поставщика, и это дело многих лет . Каждый год менять поставщика материалов это неразумно !


С 2018 года в рамках Гособоронзаказа предусмотрены изменения карающие за срыв поставок по этим контрактам.